Каковы основные этапы развития когнитивных функций у детей в контексте теории высшей нервной деятельности?

Развитие когнитивных функций у детей можно рассматривать через призму различных теоретических подходов, одним из наиболее влиятельных из которых является теория когнитивного развития Жана Пиаже. Пиаже выделил четыре основных этапа когнитивного развития, которые описывают, как дети от рождения до подросткового возраста постепенно осваивают и углубляют свои способности к мышлению, восприятию, пониманию и взаимодействию с окружающим миром.

1. Сенсомоторный этап (от рождения до 2 лет)* На этом этапе дети учатся взаимодействовать с окружающим миром через свои ощущения и движения. Развивается понимание постоянства объекта (понимание, что объекты продолжают существовать, даже если они не видны). Ребенок начинает осознавать себя как отдельную сущность от окружающего мира.

2.Предоперациональный этап (от 2 до 7 лет): На этом этапе дети начинают использовать символы (слова, изображения) для представления объектов и событий. Мышление на этом этапе носит эгоцентрический характер, дети испытывают трудности с пониманием чужой точки зрения. В это время активно развивается игровая деятельность, речь и воображение.

3. Конкретно-операциональный этап (от 7 до 11 лет): Дети начинают мыслить логически в контексте конкретных ситуаций. Они учатся оперировать понятиями числа, величины, причинности, могут классифицировать объекты по различным признакам и понимать идею сохранения количества (понимание, что количество не изменяется при изменении формы объекта).

4. Формально-операциональный этап (от 11 лет и старше): На этом этапе подростки и взрослые способны к абстрактному и гипотетико-дедуктивному мышлению. Они могут строить гипотезы и логически рассуждать не только о конкретных объектах и событиях, но и о предположениях, идеях, будущих возможностях.

Эти этапы отражают общую последовательность развития когнитивных функций, но важно понимать, что индивидуальные различия в скорости и характере развития могут быть значительными. Также современные исследования в области нейропсихологии и когнитивной психологии предлагают более детализированные модели развития отдельных когнитивных функций, таких как внимание, память, язык и исполнительные функции.