Как выготсковская теория объясняет роль речи и языка в развитии познавательных процессов?

Выготсковская теория подчеркивает важность речи и языка в развитии познавательных процессов у ребенка. Л.С. Выготский считал, что речь является основным инструментом мышления и она играет центральную роль в формировании высших психических функций. Вот как теория объясняет роль речи и языка в развитии познавательных процессов:

1. Внешний и внутренний речевой план: По мнению Выготского, речь начинается как внешний план, когда ребенок использует речь для коммуникации с окружающими. Затем она постепенно внутренне internalized во внутренний план, который становится инструментом для регуляции собственной мыслительной деятельности. Этот процесс внутренней речи позволяет ребенку решать проблемы, планировать и контролировать свои действия.

2. Зона ближайшего развития: Речь и язык играют важную роль в формировании зоны ближайшего развития, которая представляет расстояние между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальными возможностями, которые он может достичь с помощью поддержки более опытных партнеров. Речь позволяет ребенку взаимодействовать с другими людьми, обмениваться идеями и получать поддержку для решения сложных задач.

3. Внутренняя речь и мышление: Выготский считал, что внутренняя речь и мышление тесно связаны. Речь становится средством для организации и структурирования мыслительных процессов. Она позволяет ребенку формулировать и выражать свои мысли, планировать действия и решать проблемы. Речь помогает ребенку внутренне регулировать свою деятельность и осуществлять контроль над своими мыслями.

4. Семиотическая медиация: Выготский использовал термин «семиотическая медиация» для описания процесса использования языка и других знаковых систем для организации и медиации познавательных процессов. Ребенок использует язык для перехода от внешнего знания, которое предоставляется другими людьми, к внутреннему знанию, которое он может использовать самостоятельно.

Таким образом, выготсковская теория указывает на то, что речь и язык играют важную роль в развитии познавательных процессов, позволяя ребенку взаимодействовать с окружающим миром, регулировать свое мышление и осуществлять внутреннюю регуляцию деятельности.