Что такое «зона ближайшего развития» в контексте культурно-исторической теории Л. С. Выготского?
Зона ближайшего развития (ЗБР) — это ключевое понятие в культурно-исторической теории Л. С. Выготского. Оно описывает разрыв между текущим уровнем развития ребенка и его потенциальными возможностями, которые он может достичь с помощью поддержки более опытных партнеров, таких как родители, учителя или более опытные сверстники.
ЗБР представляет собой зону пересечения между тем, что ребенок может сделать самостоятельно (его текущий уровень развития) и тем, что он может сделать с поддержкой и помощью других людей (его потенциальные возможности). Эта зона является местом, где происходит активный процесс развития.
Согласно Выготскому, взрослые и более опытные партнеры могут создавать оптимальные условия для развития ребенка, предлагая подходящие задания, поддерживая его в процессе решения проблем и предоставляя подходящую информацию и инструкции. Посредством такого совместного взаимодействия ребенок постепенно расширяет свои возможности и переносит новые навыки и знания из зоны поддержки в свою самостоятельную деятельность.
Таким образом, ЗБР в культурно-исторической теории Выготского является основой для организации обучения и развития, где активное взаимодействие с более опытными партнерами играет важную роль в стимулировании ребенка к достижению новых высот развития.